Тайна передачи знания (парампара)
Эвам парампара праптам имам раджаршио видух
Са каленеха махата його наштах парантапа" Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей,
ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась и это знание
в его первозданном виде было утрачено."
Этот стих из Бхагавад-гиты натолкнул на одну анологию из сферы науки физики. Я хотел бы изложить эту аналогию и связать ее, насколько осознаю, с идеей стиха. Сперва приведу отрывок из книги академика И. К. Кикоина "Рассказы о физике и физиках". Глава книги называется "Что такое волна?" Понятие волны нам кажется очевидным и мы интуитивно связываем его с каким-то движением.Бросив в воду камень-по поверхности побежит волна. Но если на воде в это время плавает ветка, то мы заметим то она вовсе не смещается в направлении распространения волн, а совершает колебательное движение вверх-вниз. Что же перемещается при распространении волны?
Рассмотрим несколько примеров:
Говорят,что императрица Елизавета, дочь Петра первого,пожелала,чтобы торжественный момент ее коронации был отмечен артиллерийским салютом с Петропавловской крепости в новой столице Петербурге. А по традиции коронация русских царей проходила в Успенском соборе в Москве. В наше время передать сигнал просто. А тогда нужно было придумать другой способ оповещения о моменте возложения патриархом короны на голову императрицы.
И вот на всем пути ( примерно 650 км ) от собора в Москве до крепости в Петербурге были выстроены солдаты на расстоянии прямой видимости ( около 100м) друг от друга. Для этого понадобилось 6500 солдат. У каждого солдата в руке был флажок. В момент коронования первый солдат взмахнул флажком, следующий повторил его движение, за ним все остальные. Время реакции человека составляет десятые доли секунды и следовательно, через 10-20 минут известие о коронации дошло до артиллериста в Петропавловской крепости. Что же перемещалось от Москвы до Петербурга? Каждый солдат остался на своем месте. Единственное,что он сделал-взмахнул флажком. На научном языке можно сказать, что подняв и опустив руку с флажком, он на некоторое время изменил свое состояние. Это изменение состояния называется волной.
Определение: Перемещение в пространстве изменения состояния называется волной. Физический пример. На биллиардном столе выстроена цепочка шаров. На нее налетает еще один шар так ,что его скорость направлена вдоль цепочки. После удара налетающий шар остановится,а последний шар отскочит.Мы сообщаем импульс первому шару,а получает его последний. Это происходит потому ,что вдоль цепочки шаров распространяется волна деформации. При ударе первый шар сплющивается и деформируется и делает это с соседним шаром, тот со следующим и. т. д. На любой промежуточный шар слева и справа действуют равные по модулю, но противоположные направлению силы упругости и он остается на месте.Такие волны деформации, распространяющиеся в упругих средах, называются звуковыми волнами. Они могут распространяться в любом упругом теле.
Пример с шарами очень интересный, на этом эффекте появились игрушки, которые можно увидеть в офисах. Игрушка состоит из 6 подвешенных шариков в ряд,они металлические. Если первый отклонить и отпустить ,то последний отлетит , и именно на то расстояние ,на которое отклонили первый,а остальные будут в покое как будто ничего не было.И это очень занимательно для глаз.Суть в том ,что импульс первого шарика без утрат и искажений, пройдя всю цепочку,передался последнему.
В статье было дано понятие волны и приведены примеры. И передача знания по парампаре тоже волновой процесс. Парампару сравнивают с цепью рук,которые передают ценный,хрупкий плод с верхней ветки вниз на землю. Духовные знания передаются наподобие волны.Но волны иной. И проводником своеобразной волны является парампара-цепь духовных учителей. Элементы воды передают материальное бессознательное проявление,некую энергию. Но живое знание ,духовное знание ( энергия чит) , передаваясь таким образом,должно перемещаться в среде идентичной себе.
Объект ,имеющий сознание ,должен передаваться элементами имеющими сознание,духовно сознающими элементами.Парампара состоит из таких личностей.Как дживатма ( живая душа) духовный учитель-есть фрагментарная союзная частица Личности Бога и качественно равная Ему.Но тело не оказывает на него влияния как на других,он осознал себя как душу отличную от тела и утвердился в Брахмане ( духовном бытии) " В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог"( Евангелие от Иоанна).Слово "Бог" (т.е.слово духовное,живое,божественное,личностный объект,шабда-брахма) среду для передачи требует соответствующую.Биллиардные шары в ряду хорошо передают ударную волну, но световую волну не передают.Они видимо на нее не отреагируют. Световая волна другой природы. Или пример цепочка солдат с флажками. Цепь солдат передала примитивный сигнал. А если представить такую цепь личностей для передачи информации,в котрой личность,стоящая в конце цепи, должна понять всю глубину слов Бога. Что за цепь должна быть и какое качество звеньев в цепи? Это цепь парампара, цепь духовных учителей.Также эту цепь называют сампрадая. Сампрадая буквально переводится: сам полный,совершенный,прадая-передача. То есть полная ,совершенная,передача знания. Цепь из металлических шаров хорошо проводит волну деформации.Импульс последнего отскочившего шара ничем не отличается от импульса первого,который произвел удар. Металлические шары прозрачная среда для ударной волны. Прозрачность их заключается в том,что имея одно качество,они без потерь и искажений передают импульс. Можно даже видеть, что биллиардный шар бьющий в ряд останавливается,а крайний отскакивает и при большой скорости возникает такая иллюзия, что шар прошел через все шары и продолжает свой путь. Парампара - это цепь совершенных, святых людей,духовных учителей, которые полно,без искажений передают слова Кришны, которые не отличны от Кришны,являются Его звуковым воплощением в материальном мире. И если ты слушаешь истинного представителя авторитетной парампары, это одно и тоже, что слушать самого Кришну, как Арджуна на поле битвы Курукшетра ты внимаешь словам Кришны.
Импульс на входе равен импульсу на выходе. Так слова Кришны передаются по цепи духовных учителей с полным совершенным смыслом конечному адресату. Истинный духовный учитель-это прозрачная среда между Кришной и учеником. Как металлические шары - прозрачная среда для ударной волны. Говорится в шастрах,что духовный учитель внешнее проявление Сверхдуши. Слушая представителя истинной парампары ты получаешь полное духовное знание,как это было бы непосредственно то Кришны( помните эксперимент,будто шар прошел на сквозь). Шрила Прабхупада говорил :" Единственная моя заслуга заключается в том,что я без искажений передал наставления моего Гуру Махараджа". Например, если в цепи металлических шаров находится пластилиновый шар такого же размера, то волна деформации на нем затухнет. Или в цепи солдат с флажками будет обезьяна ( к примеру,горилла) в солдатской форме и с флажком, то в Петропавловской крепости салюта не будет. У пластилинового шара и обезьяны нет соответствующих качеств. Как же обусловленной личности приобрести подобающие качества, чтобы передавать послание парампары без изъяна дальше и быть связанным с парампарой. В обусловленном состоянии мы подобны пластилиновым шарам. Кришна в Бхагавад-гите говорит: Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа упадекшйанти те гйанам гйанинас таттва-даршинах."Чтобы узнать истину ,вручи себя духовному учителю.Вопрошай его смиренно и служи ему.Осознавшие себя души могут дать тебе знание,ибо они узрели истинну". Шрила Прабхупада в коментарии к этому стиху говорит: "Путь духовного самопознания,без сомнения очень труден.Поэтому Господь советует нам найти истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи наставников,которая ведет начало от Самого Господа. Того,кто не принадлежит к такой цепи, нельзя считать истинным духовным учителем. Первым духовным учителем является Сам Господь и человек, получивший это знание по цепи духовных учителей,способен передать своему ученику слова Господа в неискаженном виде. Природу духа нельзя постичь, выдумав для этого собственный метод, как это делают невежественные шарлатаны...
Путь религии указывает людям Сам Господь. Поэтому философские рассуждения и бессмысленные словопрения не приведут человека на верный путь. Нельзя достичь духовного совершенства и с помощью самостоятельного изучения священных книг... Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя, истинного духовного учителя". Как нельзя обнаружить звуковую волну в цепи пластилиновых шаров, так невозможно постичь высокое духовное знание, занимаясь философскими рассуждениями, слушая шарлатанов. Эта звуковая волна существует и свободно себя распространяет. Если ее нет среди пластилиновых шаров, это не говорит о том, что ее вовсе нет. Просто надо знать истинный метод как к ней подключиться. И пройдя духовную науку и практику под руководством духовного учителя, ученик трансформирует свое сознание из материального в духовное. И обретает истинное видение мира. Пластилиновый шар не чуток к звуковой волне, но если его, как материю, трансформировать в метал, он начинает реагировать на эту волну и уже не будет помехой в цепи. Люди на лекциях Шрилы Прабхупады говорили: "Покажите мне Бога". И Шрила Прабхупада отвечал: "У вас нет глаз,чтобы увидеть Бога". Это так же невозможно, как пройти звуковой волне через пластелиновый шар. Шрила Прабхупада советовал по этому поводу пройти истинную школу очищения сознания, основанную на учении Бхагавад-гиты под руководством духовного учителя. И тогда по милости учителя и Кришны у вас проявятся глаза и вы увидите в истинном свете себя, мир и сможите лицезреть Верховную Личность Бога.
Добавить комментарий