Самореализация: что это такое? (часть 2)

0
Оценка статьи: 5 (2 голосов)

Продолжение статьи. Начало читаем здесь.

Содержимое статьи:

Материальное творение

Йога: что это такое

Практика пранайамы

Процесс йоги

Самадхи

materiya

Материальное творение так же является частью замысла Господа. Он создал этот мир из любви к своим неотъемлемым частицам, хотя прекрасно знал, что они не могут быть счастливы в чуждой для себя материальной среде. Просто страдания иногда необходимы, чтобы живое существо чему-то научилось. Боль и страдания - признак того, что мы действуем не правильно. Возлагая на нас ответственность за наши поступки, они пробуждают наш дремлющий разум. Например, прикоснувшись к огню, мы тут же получаем урок на всю жизнь, и этот опыт побуждает нас впредь не повторять подобного. Теперь представьте себе, ваша рука горит, не чувствуете боли. Приведем еще один пример. Все мы способны сострадать своим соотечественникам. Каждый знает, что тюрьма - это очень болезненный опыт, тем не менее, кому-то просто необходимо понести наказание за свои поступки, ведь всегда есть надежда, что он может исправиться. Но наше раскаяние должно быть искренним, иначе, мы так и проведем всю жизнь в тюрьме. Поэтому, находясь в этом мире мы должны постараться измениться, тогда мы получим освобождение. ...Уповая на защиту Господа, йог полностью посвящает себя самоосознанию. 3.Асана. Третья ступень йоги называется асана, или различные позы, как непосредственно для медитации, так и для обретения устойчивости, активности и здоровья.

Йога

ioga.

Устойчивая и приятная поза помогает достичь умственного равновесия. Йога-асаны - не просто гимнастические упражнения, это определенные позы. Асана пробуждает соматическое сознание, объединяющее разум и тело. Когда энергия сознания полностью вовлекается в процесс деятельности, действия йога обретают гармонию, логическую завершенность и совершаются без лишних усилий. Так, обузданная плоть становится инструментом духа. Тело - необходимый для души инструмент. Душа с неразвитым духовным сознанием, без тела подобна птице, лишенной способности летать. Асаны делятся на две категории: позы для обретения физического здоровья и позы для медитации. Комментаторы "Йога-сутр" Патанджали упоминают лишь о четырех асанах для медитации, из 84 классических. 1.Сукхасана - легкая (простая) поза. 2.Свастикасана - благоприятная поза. 3.Падмасана - поза лотоса. 4.Сиддхасана - совершенная поза. Более поздние работы по йоге полностью описывают науку асан, предназначенных для физического и ментального здоровья. Очень важно, при практике асан держать голову, шею и туловище на одной линии, но еще важнее - сочетать позы с выполнением правил йамы и нийамы. 4.Пранайама.

После практики физических упражнений, человек познает более глубокий уровень индивидуальности, прану, силу жизни, функционирующую в теле. Слово "прана" происходит из санскритского корня "ана" и приставки "пра". "Ана" - означает "оживлять" или "вибрировать", и "пра" означает "первая единица". Таким образом "прана" значит "жизненная сила". Все живое и движущееся приводится в движение энергией праны, она, так или иначе, вовлечена во все физические и умственные процессы тела, она поддерживает и приводит его в движение. Прана не является энергией души, так же, как и грубым материальным элементом. Будучи оживляющей материю энергией, прана находится внутри всех материальных объектов. Поскольку дыхание является грубым проявлением жизненной функции, наука о пране называется так же наукой о дыхании. Как львов, слонов и тигров приручают медленно и осторожно, так же и праной учатся управлять очень медленно и постепенно, в соответствии способностями и физическими возможностями человека. Жизнь человека измеряется не количеством дней, а количеством дыхания. Поэтому йог соблюдает должную схему ритма медленного и глубокого дыхания. Регулируемое дыхание укрепляет нервную систему, гармонизирует умственную деятельность и ослабляет вожделение. С ослаблением желаний и вожделения ум освобождается и становится орудием, пригодным для сосредоточения. Неправильное занятие пранаямой может стать причиной различных заболеваний, физических и психологических. Поэтому йога шастры не рекомендуют заниматься пранаямой без должного руководства (духовного учителя).

Требуется много времени, чтобы научиться медленному, глубокому, стабильному и правильному вдыханию и выдыханию. "Иные йоги, чтобы войти в состояние транса, учатся приносить выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый воздух - в жертву выдыхаемому; в конце концов, они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому". "Бхагавад- гита" 6.29. Этими приемами йоги пользуются для того, чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу. Практика пранайамы дает возможность управлять воздушными потоками в теле, меняя направление их движения. Апана - это нисходящий воздушный поток, а прана - восходящий. Занимающийся пранайамой учится направлять потоки воздуха в спять до тех пор, пока они не придут в равновесие (пурака). Принесение выдыхаемого воздуха в жертву вдыхаемому называется речака. Когда оба воздушных потока прекращают движение, человек достигает уровня кумбхака-йоги. Занятия кумбхака-йогой увеличивают продолжительность жизни йога, предоставляя ему достаточно времени для достижения совершенства. Прана в теле каждого живого существа является частью космического дыхания Вселенского духа (Параматмы).

Практика пранайамы

pranayama.

Практика пранайамы - это попытка согласовать дыхание индивидуума (пинда-прана) с космическим дыханием (брахманда-прана). В зависимости от функций различных органов, прана делится на десять типов тонких воздушных потоков: прана, апана, самана, удана, вйана, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Из этих десяти, первые пять наиболее важны в практике Патанджали йоги. 5.Пратйахара (отвлечение чувств от их объектов). Ум соприкасается с внешним миром посредством пяти органов чувств: глаза, уши, органы осязания, язык и нос. Соприкосновение чувств с объектами чувств приводит ум в волнение. Чувства постоянно скачут от одного объекта к другому, увлекая за собой ум. До тех пор, пока чувства не обузданы, сознание не может быть спокойным. Пратйахара означает отстраненность от внешнего мира, отвлечение чувств от их объектов. Таково непременное условие для достижения успеха в йоге. Когда внимание сконцентрировано на внутренних объектах, внешняя, чувственная деятельность постепенно прекращается, сначала частично, затем полностью. Способность поддерживать ясное сознание и направлять чувственную деятельность во внутренний мир многократно увеличивает эффективность медитации, сама практика при этом значительно облегчается. В "Катха Упанишад" 1.3.3-4 говорится: "Душа восседает на колеснице материального тела, разум правит колесницей, ум - вожжи, а чувства - лошади. Так душа наслаждается и страдает в обществе ума и чувств". Йог должен отстраниться от внешних объектов, практикуя процесс пратйахары, а затем сосредоточить взгляд на межбровье. 6.Дхарана (сосредоточение). Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранайамы, а чувства обузданы пратйахарой, йог достигает шестой ступени, называемой дхарана. Отстранив ум и чувства от внешних объектов, йог обретает способность к глубокому сосредоточению.

Затем он должен направить свои мысли на желаемый объект. Человек должен выбрать подходящий объект для медитации, это может быть определенный энергетический центр в теле, мантра или форма. В состоянии релаксации накопившиеся в уме впечатления всплывают на его поверхность, мешая йогу сосредоточиться. В обычной жизни наше сознание спонтанно сосредоточено на определенных чувственных ощущениях, например, чувствах счастья или горя. Ум глубоко погружается в чувственную деятельность, но такие внешние проявления сосредоточенности, вызванные эмоциями или инстинктами, нельзя считать йогическим процессом концентрации. В соответствии с Патанджали, сосредоточение - внутренний процесс, происходящий в уме и направляемый волеизъявлением. Существуют различные методы, способствующие концентрации ума. Человек не может сосредоточить свой ум на объект, не привлекательном для него. Поэтому, интерес к объекту - первый шаг к концентрации. Внимание может развиваться с помощью интереса. Подкрепленная силой желания и решимостью, такая регулярная добровольная практика быстро приводит к успеху. Регулярность приводит к естественному влечению ума к объекту концентрации.

Процесс йоги

Важно так же выделить определенное время для занятий, подходящее место, диету и соответствующее время для сна. Это сделает практику сосредоточения очень легкой. Затем, используя устойчивые и удобные для сидения позы и практикуя спокойное, глубокое и регулируемое дыхание человек достигает умиротворения ума и тела. Спокойный ум необходим для сосредоточения. Существуют различные разновидности сосредоточения: грубое и тонкое, субъективное и объективное и.т.д. Согласно комментарию Вьясы к Йога-сутрам человек может сосредоточиться на внутреннем энергетическом центре (чакры) в теле, на кончике носа или на кончике языка, или он может сосредоточить свое внимание на любом, выбранном им, внешнем объекте. Если объект сосредоточения притягателен, красив и интересен, сосредоточиться на нем не составит труда. Использование мантры или дыхания являются самыми эффективными техниками для достижения медитативного состояния. И лучшим объектом концентрации ума является Абсолютная Истина или Бог. "Мистики черпают безграничное трансцендентное блаженство в сосредоточении на Абсолютной Истине, поэтому Господь известен под именем Рама (Всерадующий)". Лучший метод для практики медитации - использование мантр, состоящих из различных имен Бога. 7.Дхйана. (медитация) "Подобно тому, как пламя светильника не мерцает в безветренном месте, обуздавший ум йог всегда остается погруженным в медитацию, устремив внутренний взор на истинное "я". "Бхагавад-Гита" 6.19. Медитация - седьмая ступень в практике йоги. Йог непрерывно удерживает свой внутренний взор на одном объекте. На этом этапе ум становиться полностью безмятежным и однонаправленным, и, благодаря этому, йог может обратить свой внутренний взор на Сверхдушу, Бога в сердце.

Процесс йоги можно сравнить с рекой, бурной у своих горных истоков, но совершенно спокойно текущей по равнине, широко разливаясь в устье, прежде чем соединиться с океаном. Отвлечение чувств, сосредоточение и медитацию можно сравнить с рекой, которая, у истоков, соединяясь со своими притоками, превращается в бурный и сметающий все на своем пути поток. Когда же йог освобождается от всего, что мешает ему достичь успеха и утверждается в конечной цели практики, поток его очищенного сознания подобен реке, размеренно текущей по равнине, чтобы, в конечном итоге достигнуть океана, называемого Богом. На начальной стадии чувства и ум должны быть отстранены от внешних объектов, затем, обузданный таким образом ум непрерывным потоком устремится к намеченной цели, не отвлекаясь на различные эмоции, мысли и воспоминания. Это состояние напоминает льющийся непрерывным потоком мед. На этом уровне йог обретает мистические совершенства (ашта-сиддхи). В конечном итоге, он достигает самадхи. Слово самадхи означает "такое же сознание (как у Всевышнего)" (сама - тоже самое, дхи - сознание). В древних "Йога-сутрах" говорится, что только лишь непрерывная, глубокая медитация на Верховного Господа (на санскрите - Вишну, или Кришна), приводит к успеху на духовном пути. Нигде в изначальных ведических текстах не советуется медитировать на пустоту. Объектом медитации должна быть трансцендентная форма Вишну, или Кришны. Само слово "Всевышний" слышится созвучно санскритскому "Вишну" (Вседержитель, то есть, тот выше которого не стоит никто).

"Держа корпус, голову и шею на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью". "Бхагавад-Гита" 6.13-14. " Из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами, и потому достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение". Там же,6.47. 8.Самадхи (транс). Самадхи очень тесно связано с самахитам, или "состоянием, когда на все вопросы получены ответы". Состояние, в котором живое существо утверждается в своей изначальной духовной сущности, приходит сразу же по достижении самадхи. Наш ум всегда пытается найти ответы на волнующие нас вопросы, так он перескакивает с одного предмета на другой и теряет покой. Но, получая ответы на все свои вопросы, он сразу же избавляется от скорби и утверждается в своей изначальной природе. Затем, он выходит за пределы человеческого языка, на котором мы и творим все разнообразие материальных мыслей. Иными словами, самадхи - это стадия, выходящая за рамки мыслей и чувств, когда индивидуальная душа восстанавливает взаимоотношения с Верховной Душой. Находящийся в самадхи поднимается над несовершенствами, ограниченностью и обусловленностью, чтобы насладиться полнотой вечно возрастающего и не приедающегося блаженства. Однако, это не приводит к потере индивидуальности.

Самадхи

Самадхи подразумевает полное осознание истинного положения Высшей индивидуальности. Только на этом уровне и начинается истинная жизнь. В различных традициях эту стадию называют по-разному: "беззвучным звуком", "стадией молчания" или "высшей ступенью мира и счастья". Существует две ступени самадхи: сабиджа-самадхи и нирбиджа-самадхи. Сабиджа значит " с семенами". На этой стадии, оставшиеся в сердце йога в скрытой форме материальные желания, подобные оставшимся в поле семенам, и чувство своекорыстия, вызванное ими, все еще отделяет практикующего от полного осознания Сверхдуши. Однако, на ступени нирбиджа-самадхи, в отсутствие семян материальных желаний в сердце, индивидуальное сознание приходит в полную гармонию с Высшим. Это можно понять двояко. Если йог отбрасывает корыстные интересы и начинает служить Параматме, он становится чистым преданным Господа, по Его милости получая возможность войти вечную реальность царства Бога (Вайкунтха). Но если йог думает, что он и есть Параматма, считая себя Богом, он просто погружается в трансцендентное тело Господа (ишвара-сайуджйа, или слияние с сиянием тела Господа Вишну). Первое - это союз с Господом с преданностью, "возвращение блудного сына", тогда как второе - союз непреданности. Самйама. Патанджали использует термин самйама для того, чтобы описать объединенное состояние концентрации, медитации и самадхи. Согласно Патанджали, человек может достичь того, чего он желает через практику самйамы, поскольку практика самйамы расширяет возможности человека и позволяет ему исследовать высшее состояние сознания.

Практикуя самйаму человек может развить сверхестественные способности или совершенства называемые сидхи, описываемые в третей главе Йога-сутр. Так как тело является миниатюрным проявлением космоса, то все, что существует в космосе, также существует в теле. Микрокосмос и макрокосмос соединяются в совершенном сознании йога. Так он получает доступ к силам вселенной. Практика самйамы на любой объект приводит к полному знанию относительно данного объекта. Например, практикую самйаму на скрытых умственных впечатлениях (самскарах), человек может понять их содержание и достигнуть знания предыдущих рождениях. Практикуя самйаму на центре живота, можно полностью понять свою физиологию. Практикой самйамы на горловом центре можно избавиться от голода и жажды. Практикуя самйаму на различии между Пурушей (Творец) и Пракрити (материя), человек может постичь знание Пуруши, Высшего Сознания. Появляется множество других сверхестественных сил таких, как более сильное зрение, звук, запах, касание, вкус и способности точности, просвещение, величие, упоминается также господство над другими. Тот, кто достигает этих частичных совершенств, не должен становиться жертвой привязанности к ним, чтобы утвердиться в состоянии совершенной самадхи.

Поделиться в социальных сетях:
Категория: 

Добавить комментарий