Религия, христианство, философия религии и современной науки

iisus-hristos

Автор:Светломир Пенев, доктор педагогики

преподаватель на педагогическом факультете Руссенского университета

Содержание:

 #1 Актуальные проблемы обучения религии в болгарской школе

  1. Некоторые теоретические проблемы обучения религии

  2. Обучение религии как фактор нравственного формирования личности

 #2 Религиозное обучение и светское образование

  1. первое заблуждение - нереллигозная наука.
  2. второе заблуждение: религия - это отказ от разума.

 #3 Действительная альтернатива тоталитарной теории воспитания

  1. Суть человека и движущие силы его развития
  2. Идеи о цели и  смысле человеческой жизни
  3. Основные выводы для педагогической теории, произтекающие из християнских взглядов на человека и смысла эго жизни


 

 

Актуальные проблемы обучения религии в болгарской школе

/статья опубликована в журнале "Начално училище",год 1998,№1, с.73-75/ 
Думаю,что затронутые в ней проблемы будут интересны и в других православных странах.

Новый учебный год принес одного ожиданного нововведения в болгарскую школу  - уже есть обучение религии. 
Ето обстоятельство делает необходимым  более сериозное рассмотрение проблем религиозного обучения, которое , после долгого отстутствия с учебных планов, возвращается, сопровожденное многими надеждами. Чтобы эти надежды превратились в реальность, необходимо начать разрабатывания теории и методики этого обучения. 

Ностящая статья не претендует быть исключительным вкладом в это отношение. скорее, она являетсь опытом повернуться лицом к проблемам этого нового учебного предмета и преподавания по нем, сделанный автором, который является педагогом по научной специальности и, вместе с тем - православным християнином, долгие годы изучавшим богословия самостоятельно, исключительно путем самообразования, ограниченным враждебной к религие общественной средой, в которой мы жили на протяжении прошедшего полвека.

Некоторые теоретические проблемы обучения религии

Обучение религии в условиях "нерелигиозной" школы

В  настоящем моменте обучение в болгарской школе в целом не променило свое материалистическое основание. Это обязано неправильному взгляду на суть принципа светского характера образования. 

Как известно, этот образовательный принцип бил прокламирован в первый раз во времена Французкой революции, с целью убрать глобальное влияние кафолической церкви на школу. На протяжении времени его смысл тенденциозно изменен в  направлении отождевствения светского с антирелигиозным обучением.Именно в таком смысле он был преподаваем и выясняем студентам педагогики, учителям, всем работникам просвещения во все время господства коммунистического режима в нашей стране.Этот выхолащенный взгляд и поныне властвует в сознании всех, кто решает проблем болгарского образования. 

Вот почему, все учебные предметы разработаны на основе полного игнорирования религиозных взглядов на мир и человека.Таким образом, то, чего школьники будут изучать по реллигии, войдет в ярко выявленном противоречии  с  философскими и мировоззренческими тенденциями прочих предметов, изучаемых в школе. Религия будет исполнать роль самотного острова в  океане атеистической, по своему глубокому смыслу, науки, которую наследовали с времен безраздельного господства марксического мировоззрения. таким образом она трудно сможет выполнить ту функцию, которай она наделена - создавать новый облик человеческой личности, соответствующий демократическому и гражданскому облику общества, создаваемого ныне в Болгарии. 

В этом смысле, обучение реллигии должно быть построено таким образом, чтобы оно активно искало бы противоречий, выявляющихся в отношении между ними и прочими учебными предметами и давать им ответ. Еще большего значения получит решение этого вопроса за истечением нескольких лет, когда нынешние школьники, изучающие реллигию, войдут в старшую школьную ступень. Там рассматриваемый проблем углубится еще больше. 

По этой причине, необходимо, чтобы обучение реллигии, во всех ступенях школы, рассматривало естественное откровение с узкой связьей со сверхестественнным. Углубленное, мотивиранное и соображенное с возрастными особенностями школьников разяснение отражения Божьей премудрости на устройство и функционирование материального мира является теперь единственным доступным средством опровержения выдуманного противоречия между наукой и реллигией. 

Известно, что именно в этом направлении развивалось целенасоченное воспитывание атеизма в качестве личностного мирогледа и опять в этом направлении должно равиваться целенасоченное воспит,вание християнского мирогледа.Если в учебном содержании остальных предметов это все еще не делается, абсолютно необходимо чтобы оно происходило в содержании предмета "Реллигия" . Таким образом будет подкреплено достижение не только цели самого реллигиозного обучения, но повышения научного уровня образования вообще. 

После того, как на протяжении многих лет "религиозное " считалось "ненаучным" и "антинаучным", ныне необходимо выяснить,что антинаучным является атеистический мироглед, который провозглашает сотворенный Богом возникшим естественным путем, что является абсолютной неистиной. Противоположно этому, истолкование бытия мира его сотворением Богом и его развития - вложенными Им в нем законами - основание преодоления многих изкуственно созданных противоречий между фактами и их объяснениями, чье в,яснение является предметом отдельной разработки.

Обучение религии как фактор нравственного формирования личности

Другой аспект взаимодействия между религией, в качестве предмета обучения, и остальными предметами, это-формирование нравственных аспактов человеческих отношений.В этом направлении существует большое множество разработок, в том числе - и в Болгарии в  последные год, однако вопрос рассматриваетсь преимущественнно в его елементаронм, бытовом аспекте. Предполагается, что религия будет воздействовать на человеческую нравственность каким-либо невыясненным механизмом, единественно в силе того, что она является предметом изучения. 

В действительности, влияние християнской религии , а и всех остальных религий, осуществляется на основе формирования духовной санкции соблюдения нравственных правил. Это может быть осуществлено единственно на основе сознательного саморегулирования нравственного поведения личности.Чтобы достичь этого, нужно сначала усвоить мистическое содержание религии.Оно создает новый настрой личности по сравненинь с тем, который присущ нерелигиозному человеку и новое личностное, а специальнее - нравственнное самосознание. 

Препятствием осуществлению этой функции религиозного обучения являетсь постановка, что но не должно "индоктринировать" ребенка. Естество учебного предмета "религия" совершенно разное по сравнению с тем у других предметов обучения, чье содержание исходит из наук. "Научное" обучение выполняет свою функцию несмотря на том, какое у обучаемого личное отношение к содержанию обучения. Даже если он воспримет содержание  предмета совершенно интелектуально, ни без какого личного к ним отношения, это достаточно, чтобы проявился немренный образовательный еффект. Обучение религии,оданко, может привести ожидаемую от него пользу только, если его содержание будет воспринято как абсолютная правда. Формальное знание чего-либо из Священной истории, догматики, литургики и прочих богословских дисциплин не в состоянии изменить образ жизни, в том числе - и нравственность человека. Только в случае, если он примет реллигиозное знание как вера, оно сможет его оформить таким образом, чтобы он стал носителем тех высоких нравственных добродетелей, которые присущи верующему человеку. 

Подробное рассматривание этого проблема вне возможностей короткой статьи. Здесь мы не можем доказать наше становище, а только указываем на факты, которые уже являлись объектом изучения и явялются потвержденными истинами. Соблюдение их может единствено принести к этому полезному эффекту, который ожидается с обучения религию в школе.

Остальная часть этой статьи занимается конкретными проблемами организационного и административного характера, связанные с преподаванием реллигии в болгарской школе, которые, по моемоу, неинтересны для читателей других государств.

Реллигиозное обучение и светское образование

Статья опубликована в газете "Духовен дом", 1999 г., №9

У нас предъявляются возражения против введения реллигиозного обучения в школе, а также и против помещения реллигиозных истолкований учебного содержания в содержании всех учебных предметов, основанные на утвердении, что у нас образование - светское, государство в цебом - светское, поэтому нельзя преподавать учебного содержания, истолкованного на реллигозной основе. Против этого взгляда необходимо предъявить несколько основных возражений:

первое заблуждение - полным заблуждением является утверждение, что наука всегда нереллигозная, светская. Правда, что науки могут быть светскими и духовными, это однако, не означает, что они объязательно нереллигиозные. Светский характер науки определяется ее предметом. Если ее предметом является материальный мир, наку абудет светской, если же он из духовного мира , наука будет духовной.Аналогией этого является деление людей на духовные и светские лица. Духовными являются те лица, которые приняли духовный сан и их основным объязанностей является богослужение. Светские лица те, у которых такого сана нет и предметом их деятельности являются светские дела - те, которые связанны с вещественным миром.

Светские лица могут быть и реллигиозными, и нереллигиозными , но они в обеих случаях оставаются светскими. Самый реллигиозный мирский человек не делается духовным лицом в силе своей веры в Бога. 

Наборот - лица духовные реально могут быть и неверующими людьми.Такие бывают, сколько бы и печальным не казалось это обстоятельство. К примеру, бывают случаи, когда духовный сан принят из-за соображений получения материального облагодетельствования, из.за нехватки перспектив на развитие в светской профессии и т.д. При всем этом, такие лица не делаются светскими, если они не будут лишены сана или сами не откажутся от него. 

Таким же образом науки, которые являются светскими по своему предмету, не зелаются в меньшей степени светскими, если они объясняют мир реллигиозным образом - т.е. - с позиции реллигии.Они всгда сохранят свой светский характер, но объяснение даваемое им миру, сделается более правильным в научном отношении, така ка оно будет содержать правду. 
Так, во времена, когда биология объясняла живого мира как созданного Богом, а не как возникшим путем самопорождающейся еволюции, она не была  духовной /богословской / наукой. Она только правильно отражала того факта, что причиной возникновения мира и жизни и их развития по определенным законам, является Бог и Его творческое действие, в противоположности заблуждению, что материя - вечна и законы ее развития являются внутренно присущи ей самой.

второе заблуждение  это утверждение, что вера практически означает отказ от разума , что означало бы - отказ от научного исследования материального мира, которое требует познание силой разума. Само противоречие между разумом и веры является фикцией. Разум объясняет те явления, которые происходят из действия естественных законов, а вера познает то, что происходит из непосредственного действия Бога в Его роле Творца, иначе говоря  - из законов духовного мира.И оба вида законы имеют свое начало в Боге, однако они действуют в разных сферах действительности и  способ их проявления различается. Природные законы Бог дает видимому миру  и эти законы подлежат исследованию и опознанию силой разума, чьей высшим проявлением - логическое мышление. Это мышление лежит в основании наук о мире /светских наук/ и оно в сосотянии объяснить материальный мир.

Вещи и явления в духовном мире являются иным естеством, логика человеческого ума, базированная на чувственное познание, недостаточна для их объяснения. 

Так например, пресуществление Св. Даров в таинсттве Евхаристии нельзя объяснить логикой ума ни воспринять органами чувств.Хлеб и вино полностью сохраняют всех своих физических, химических и прочих свойств. Их наружный вид не меняется после того, как над ними будет прочитана тайносовершительная молитва Таинства Евхаристии. Их духовная суть, однако, меняется при этом и эта промена доступна только верующему уму -  он познает ее не путем чувственного воспринимания или логическими рассуждениями, а только пзнающей силой самой веры , принимающей знания от Самаго Бога. 

Вот почему, верущий человек не поссорен ни со своим собственным разумом, ниже является в меньшей степени разумным чем неверующий, ниже он невежествен, как утверждает атеизм. Он просто может узнатть и то, чего неверующий не может ни воспринять, ни понять. Его познание - это познание не только видимого /материального/ мира, но также - и невидимого /духовного/. Вот почему, желание людей приобрести такого типа познания в наше время все больше усиляется. 
Однако, большей части людей полностью нехватает и веры и реллигиозного просвещения, поэтому эта потребность удовлетворяется псевдодуховными учениями /ясновидством, астрологией, мистическими учениями восточного происхождения/, которые в действительности ненаучны и, на самомо деле - нереллигиозны, даже - антиреллигиозны, потому что они подменяют реллигию ее внешным подобием.

Требование, чтобы школьникам объясняли правду о мире, откриваемой настоящей реллигией, продиктовано именно осознанием этой потребности. Таким образом, каждый человек смог бы познать и того, чего он ныне не знает и не может познать. У него была бы двойная сила познания - естественного и сверхестественого, чем он постиг бы  новой степени своего развития как знающей и мыслящей личности, его кругозор был бы несравнимо шире, чем кругозор неверующего человека. 

В науке - постоянные открития, промены, новости, потому что ее познание в каждом отдельном моменте является неполным и недостаточно точным. В каждом последующем моменте будет открыто что-то новое и последует промена в   предидущем научном взгляде на тот же самый вопрос.Реллигия дает человеку абсолютное познание о том, что по самой своей сущности непроменливо - о Боге.ПХо этой причине не существует старого и нового знания в этом отношении. Познания о Богте одни и те же на протяжении всего бытия мира. Стремление изменить учебного содержания предмета "Реллигия" таким образом, чтобы оно не пораждало христянской веры /не индоктринировало бы детей/  - попытка сделать чего-либо подобного искуственному хлебу, у которого есть кора, однако нет среды. на него можно смотреть, но не и насытиться им. От такога "хлеба" пользы нет. 

Вот почему, требование не только ввести обучение реллигии, но и рассматривать содержание всех прочих предметов обучения не только в нереллигиозном /материалистичеком по сути/, но и в реллигозном аспекте, полностью совместимо со светским характером образования. Это - путь достигновения до настоящей научности обучения и преодоления остотков принудительного атеизма прошедшей тоталлитаронй эпохи.

Действительная альтернатива тоталитарной теории воспитания

Статья опубликована в журнале "Педагогика" год 1992, № 3, с.24-30

(Перевод автора  с незначительными сокращениями)

"Коммунистическое воспитание" потерпело провал, как и вся коммунистическая общественная система, потому что она основывалась на неверном диалектикоматериалистическом принципе, на основании которого обясням бывал мир - как внешный, так и внутренный - т.е. - человеческая личность. Из приятия материи в качестве первичной, а сознания - вторичным, произтекало заблуждение об естественном происхождении личности и сознания путем еволюции, а содержание личности объяснялось механизмом интериоризации общественных отношений. Таким образом могла быть обоснован и тезис решающей роли общественного устройства при формировании индивидуального облика личности; классового характера воспитания; переходного и классово- детерминированного характера основных нравственных, естетических и прочих ценностей. 

Дискуссию по этим вопросам невозможно было вести.Все исследователи должны были разрабатывать своих педагогических, психологических, социологических и прочих концепциях только на этой основе. 


В то же время, педагогическая наука возникла, в своей развернутой теоретической форме именно на основе хриситянских взглядов  на мир и человека. Этого делает Комменский в "Великой дидактике", чья  великолепная логическая структура строится  на взгляде, что конечная цель существования человека - это встреча с Богом, а жизнь между телесным рождением и смерти - только предуготовление этой встречи. 

Эти идеи были деликатно умолчиваемы на протяжении всего тоталитарного режима в Болгарии. Реллигиозная концепция о человеке и основавывающиеся на ней педагогические концепции оставались незнакомыми для основной части практикующих педагогов. 
Вот почему в настоящей публикации будет сделана попытка сделать достоянием основных положений християнской концепции о человеке, которые имеют значение при формировании педагогической теории.

Суть человека и движущие силы его развития:

По християнскому учению, человек сотворен Богом по Его образу и подобию(Быт.1:27) Как следствие этому, в самой природе человека вложено стремление к Богоуподоблению. Оно и является основной движущей силой развития человека во всяком отношении - нравственном, интелектуальном и т.д. Божий образ - крайняя цель человеческого личностного развития, а постижение этой цели осуществляется путем неперерывного развития Божьего подобия в нем. 

Само подобие содержится в человеческой душе, которая представляет собой нематериалной и бессмертной сущностью, возникшей силой творческого акта Бога. Во время земной жизни, душа воссоединенна с телом, которое получает от нее жизнь. Все, чего человек делает, включает в себе душевное и телесное развитие. 

При смерти душа отделяется от тела, вследствии чего тело разрушается, а душа продолжает существовать, уже вне тела и материального мира, сохраняя свое сознание и личную определенность. 

Все поступки, совершенные человеком , в том числе -  и эти, которых он не совершил, но подумал о них и их пожелал (т.н.помыслы) подлежат Божьему суду, в мере того, соответствуют ли они Его воле, выраженной в Священном писании (Библии). Самое главное значение в расскрытии этой воли имеют Десять заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17) и Девять блаженств Нового (Маф.5:2-12). 
В зависимости от того, в какой степени он исполнил Божию волю, каждый человек получает приговора: оправдательного, который ведет его  к вечному воссоединению с Богом, или осудительного, который ведет к вечному отделению от Бога и низвережению, что называется в терминологии Християнского вероучения погибелью. 

Как воплощение Бога и Образ Его Ипостаси является Сын Божий Иисус Христос, рожденный непорочным зачатием от Святого Духа и Девы Марии в четырнадцатом году правления императора Августа (см. Маф.1:1-25; Лк. 2:1-7), Который пожил как человек 33 года. В последные 3 с половиной года земной жизни Христос начинает Свеого общественного служения, во времени которого Он проповедывает Евангелие (Благовестие) Царствия Божия , записаного четырьмя Его учениками (Мафея, Марка, Луки и Иоанна) в четырех Книгах, тоже нарицаемых Евангелиями.Они являются источниками християнской религии и содержат в себе знания о Боге, до такой степени, до какой является возможным оно со стороны человека. 


Идеи о цели и  смысле человеческой жизни:

В соответствии с изложенном, основной целью человеческой жизни является постижение максимального совершенствования, путем которого личные качества человека приблизились бы максимально к тем, которых Евангелия сохранили о Личности Христа. По християнскому учению ,никто не может достичь полного уподобления Христу, но он должен стремиться к нему, в такой мере, в какой это доступно человеческим силам. 

Степень приближения к образу Христа определяет и меру человеческой праведности. Смыслью человеческой жизни является именно увеличение праведности , а не приобретение материальных благ, которые не послужат человеку на оправдание перед Божиим судом. Земные блага необходимы человеку в минимальной степени, поскольку он не может жить в теле совершенно без них. 
Християнство различает два образа проведении земной  жизни человека - мирский и монашеский (иноческий). 

Мирский образ жизни присущ большинстве людей. В нем человек занимается житейскими делами , создает семью, усваивает и занимается определенной профессией, чем он вносит вклад в  благосостояние не только себя самого, но и всех прочих.(ближных по християнской терминологии). Живя таким образом, человек пользуется разумно и умеренно житейскими благами, не превращая их в самоцель. Мирский человек обязан исполнять своих семейных, профессиональных и гражданских объязанностей максимально добросовестно, зная что это является его основной заслугой перед Богом, при помощи которой он заслужит спасения. 

Иноческий образ жизни принимают отдельные люди по вдохновению с Бога. Этот образ предпологате полного отказа от обычного строя жизни, уединенние в специальных местах, называемых в християнстве пустынями и усвоение особых добродетелей, названных иноческими. 


Основные выводы для педагогической теории, произтекающие из християнских взглядов на человека и смысла эго жизни:

Прежде всего, становится возможным ясно определить методологическое основание педагогической концепции о человеке. Духовное начало - душа - является основным фактором целостного существования человеческого индивида. Из этого следует, что основным принципом выяснения сущности является идеалистический. Идеальное, духовное начало - ведущее и определяющее. Этим устанавливается и правильная насока педагогической деятельности. Если, при материалистических исходных позициях, решающим для развития и формирования личности следует принять материальное, другим словом - общественное, при реллигиозно-идеалистических исходных позициях, решающим является духовное, которое содержится в самой душе человека. Социальное тоже существенно, но оно является второстепенным. Социально детерминированные компоненты личности наслаиваются на уже  существующей и действующей духовной основе. Вот почему, одни те же социальные воздействия разным образом сказываются на разных людей и формируют в них различные качества. 

Последствием такой концепции человеческой личности является исчезновение вопроса, обладают ли отдельные добродетели человека социально детерминированным содержанием и значением. Основные добродетели определены Богом и они - вечные и непреходящие.У человеческой души врожденное стремление к их формированию. Педагогическое воздействие должно способствовать этому стремлению и руководить (наставлять) человеком к их легчайшему и эффективнейшему достижению. 

Социальные условия также обуславливают определенных качеств личности,  они определяют необходимость в определенном комплексе знаний, которыми должен обладать человек, живущий в конкретной исторической эпохе, чтобы ему было возможно "врасти" в свою социальную среду и заниматься полезной деятельностью на удовлетворение свойх социальных потребностей. Эти стороны человеческой личности действительно являются переходными и внешне обусловленными, но они  - своеобразная "скорлупа" , а ядро личности - непреходящие, душевно обусловленные свойства. 

На основе такого воззрения решимо и множество  кажущихся противоречий между концепциями о движущих сил развития личности и места педагогики (воспитания и обучения) в этом развитии. Из вышеизложенных становищ ясно, что развитие человека, по своей глубинной сущности - процесс спонтанный, обусловленный стремлением к Богоуподоблению. В этом смысле, реллигиозная концепция о движущих силах развития приближается к этой "свободного воспитания", но не является тождественной с ней. Роль педагогического воздействия, однако, слышком большая, если она будет согласована с основными тенденциями саморазвития  и это определяет воспитанию намного важней роли в формировании человека, чем теория "свободного воспитания". 

В то же время, воспитание не может быть рассматриваемое как всесильным и нельзя полагаться на его решающее значение в развитии человека, как это утверждает марксическая педагогика. Если педагогика разрабатывает свою теорию и практику, соображаясь с реллигиозным учением, содержащим в себе познание истинных ценностей и путей их достижения, она может очень  разработать и соответствующие методы и средства их достижения и  сильно стимулировать это развитие.Таким образом,она становится сильно эффективной. Если она этого не делает, ее воздействие окажется беспомощным и лшенным всякой эффективности. 

Безусловно, самым ярким примером этого является крах коммунистического воспитания, которое, несмотря на  огромные усилия, брошенние на разработку его теории, и насилия, применямемого по отношению ко  всему обществу, чтобы заставить его соблюдать требованиями этой теории, оно не смогло формировать ни одно из качеств, присущих, согласно теории, личности "строителя коммунизма". Напротив, несколько поколений граждан бывших социалистических государств оказались лишеными елементарных нравственных добродетелей, с пробелами в своей интеллектуальной подготовке, неподготовленными к осуществлению своих основных функций в обществе. 

Кроме всего, до сих сказаннаго, християнский реллигиозный взгляд на человека и на его воспитание указывает и на предел научной познаваемости человеческой личности и воздействий, упражняемых на нее.Этот взгляд ясно определяет, что кроме естественных и познаваемых научным путем , существуют, также, и сверхестественные воздействия на душевную и телесную природу человека, которые не подчиняются природным и социальным законам, вследствии чего они не могут быть исследованны и опознаны научным путем.Знание о них может быть полученно от Бога при посредствии Откровения, содержащегося в Священном писании, как и путем различных индивидуальных откровений, даваемых отдельным людям разными способами в разных эпохах и утвержденных Церквой соборным канонизированием. 

По этим причинам не может быть достигнуто полное и исчерпивающее научное познание процессов, протекающих при формировании личности. Кроме опознанных закономерностей, всегда останутся и тайны в душе человека, которых будет знать только Бог.Вот почему, педагогическое воздействие никогда не сможет полностью планировать своих результатов. Это особо сильно касается некоторых областей формирования личности - например нравственной, естетичестой и др.п. 

Особое место в реллигиозною теории воспитания занимает вопрос о вере, как феномен личности и фактор формирования личности. 
Вера, в реллигиозном смысле слова, является особым родом личностного переживания объективно существующей связи между Богом, в его роли Творца, и человеком - в роли творения. Она - явление, охвативающее всю личность верующего - разум, чувства, волю.Оно представляет собой сверхъестественно обусловленное познание Бога (интеллектуалный компонетн веры); любов к Нему (еммоциональный компонент); и добровольное подчинение Его воли (волевой компонент). 

Вера иррациональна по своей сути. Она исключает логического доказывания, присущего естественнонаучному подходу к вещам. Источник веры  -Святой Дух - третее Лицо Бога. В этом смысле, она не проистекает прямо ни из образования, ни из конкретных особенностей воспитательных воздействий на личность. Вот почему, ни воспитание, ни образование, не являются предпосылками веры в собственном смысле слова. Известно, что некоторые из Апостолов являлись высокообразованными для своей эпохи людьми - св.ап.Павел, иные, однако, были совершенно неграмотными - Петр, Андрей. 

Среди Святых Отец было также необразованных людей, являющихся носителями самою высокой Богопросвещенности и проявившихся необоримыми аполлогетами в многобройных спорах с нехристиянами и еретиками (св.Антоний Великий, св.Спиридон Тримифунтский). 
В таком смысле, педагогические воздействия не явялются непосредственной предпосылкой веры. Они только содействуют или мешают усвоению реллигиозных познаний и формированию конкретных личностних качеств, полезных (вредных) верующему. (Например, сдержанность, скромность, честность, добросовестность и т.д. или - напротив - распущенность, гордость, нерадение, неискренность и т.д.)

Вера - основная движущая сила всей человеческой личности, она упражняет решающее воздействие на становление всех ее сторон и качеств, определяет всей судьбой ее - как во временной, также и во вечной жизни. 
Настоящую християнскую веру человек получает даром от Бога, т.е. - как благодатное водействие, которое нельзя выяснить естественным способом. В этом смысле,   можно истолковать слов Христа:"Не вы Меня выбрали,но Я вас выбрал" (Ин. 15:16). По этой причиние, християнскую веру ни можно, ни нужно налагать насилственно извне, ни  воспитательным, ни каким-либо другим воздействием. 

Из этого следует, что воспитание, основанное на християнском учении, не является непременно  реллигиозным християнским воспитанием, а в еще меньшей мере - реллигиозным обучением, направленным на получение духовного образования. Оно включает в себе выяснение сути християнства, как реллигии, но оно не направлено на ее безусловное восприятие каждым человеком. Согласно вышеприведенным взглядам, этого вообще нельзя достигнуть. Стремление -  чтобы каждый человек усвоил бы основных личностных добродетелей, связанных с християнством. Верование является конечной целью, оно, однако, зависит от Божией воли. Даже если человек останется неверующим, это не означает полного неуспеха. И в подобном случае, християнское воспитание будет намного более эффективным, потому что его целями являются добродетели непереходного и беспорного характера. 

В связи с этим, положение целостной педагогической деятельности на основании християнского учения не означает собой стремление к насильственнному християнизированию и оно не нарушает свободу личности при выборе реллигии. 

Принципы християнской реллигии обладают существенным значением и в другом направлени - утверждении полного равноправия всех людей перед Богом, что является основанием демократии. Это утверждение проистекает из взгляда о наличности у каждого человека образа Божия. Так Бог - Один, Его Образ у всех одинаков. Из этого следует, что все люди, несмотря на различие по рассе, народности, пола, общественному положению и другим признакам, являются одинаковыми и равноправными перед Богом.(вж. Деян.17:26).Они все - "одной крови". И в этом отношении, христянское воспитание является диаметрально противоположным учению диалектического материализма, согласно которому движущей силой человеческого развития являются революции - самый ярко выявленный акт насилия, упражняемого одной группы людей на другую группу людей и оправдаваемый тем, что одни принадлежат одной классе , другие - другой. Этот взгляд утверждает права одних людей упражнять насилие над другими людьми, отнимать у них права и упражнять по отношению к ним диктатуру. 


Исчерпивающее рассмотрение християнского учения и педагогической теории и практики, основанных на нем, не является возможным в рамках одной статьи. В настоящей публикации мы постарались скорее привлечь внимание всех на основные, фундаментальные положения, и показать, что своеобразный теоретический  вакуум возникший после отказа от марксической педагогической теории, может быть переодолен на основании ее действителной альтернативы - християнской педагогики, основанной на православном християнском учении и дать толчка сериезным исследованиям в этом направлении, которые могли бы возродить эту теорию и разработать всех конкретных проблем ее приложения в конкретных условиях.

 
Меню сайта: 

Добавить комментарий