Откуда происходят галлюцинации?

gallucinacii

Психотические переживания, наверно, лучше всего поддаются сравнению с миром наших сновидений. В этом мире мы так же видим образы, слышим голоса, испытываем страх или, наоборот, проникаемся глубокими чувствами под воздействием событий и посланий сна. Психоз отличается от сновидения тем, что во сне все это происходит без бодрствующего сознания, тогда как в психотическом состоянии человек сам является частью актуального мира.

Кроме того, переживания психотика носят гораздо более острый, животрепещущий и реалистичный характер, чем у спящего человека. Однако, подобно нашим сновидениям, психозы наполнены содержанием из разных источников. Некоторая часть галлюцинаций порождается физическими процессами в организме, способными превращаться в образы и проникать на уровень сознания. Такие переживания могут быть и сокрушительными, и спасительными. Другая часть галлюцинаций берет свое начало в душе, где обитают всевозможные эмоции, страхи, суждения, желания, наклонности, влечения и идеалы. Содержимое души, не осознаваемое при нормальных условиях, выносится вместе с потоком льющихся через кран жизненных сил и переполняет сознание самым навязчивым образом. Проблематика пациента в подобных ситуациях нередко прочитывается благодаря символическому языку образов. Эти образы бывают взаимосвязаны с чувствами и внутренними представлениями других людей, а также заимствованы из коллективного бессознательного, где им соответствуют архетипичные символы. Наконец, третьим источником галлюцинаций служит духовная реальность, к которой мы в бодрствующем сознании, как правило, не имеем доступа. Великие пророки и посвященные всех времен были наделены сознательным доступом к данной реальности и пытались передать то, что там воспринимали, другим людям в виде рисунков либо писаний.

Во многих случаях психотические переживания приносят человеку не только болезненный, устрашающий опыт, но и послание из высшего мира. Впрочем, не следует думать, будто речь всегда идет о прекрасных и возвышенных духовных ощущениях, — не менее высока и вероятность встречи с чрезвычайно грозными, разрушительными силами, а также столкновения с двойственными аспектами своей личности, против которых мы в нормальном состоянии защищены. Психоз заставляет человека переступить порог духовного мира, однако образы, всплывающие в сознании, не управляются собственным «Я» (как при внутреннем самообразовании) и окрашиваются душой психотика в крайне субъективные тона. Свободного отношения к воспринимаемым вещам не формируется; перепутанные образы заполоняют сферу сознания и мешают здоровому психическому функционированию в повседневной жизни.

 

voobrajenie

Отличие галлюцинации от воображения

Проходя путь внутреннего самообразования, человек может развить в себе способность к восприятию образов из духовного мира в качестве фантазий. Подобные образы также будут связаны с содержимым души и составлены из эфирной субстанции. Как можно отличить фантазии такого рода от того иллюзорного мира, в который попадает психотик? Первое различие заключается в степени причастности к созданию этих образов и в возможности при желании от них избавиться. Фантазии возникают в результате сознательного усилия воли и концентрации. Они не приводят к бегству от окружающего мира. Отличительной же чертой галлюцинаций является, напротив, безвольное подчинение им. Психотические картины носят компульсивный характер, побуждают человека к предельному погружению в себя и уходу от объективной реальности. Реальность собственного внутреннего мира и реальность мира внешнего перемешиваются друг с другом и становятся трудноразличимыми для человека. Пациентом все сильнее овладевает мир голосов и образов, существующих внутри него. Этот мир кажется ему более важным, чем события «обыденной» реальности. Тот, кто склонен фантазировать, хорошо понимает, что видимые им образы — не более чем образы, и хотя в них отражаются истории из иной, нематериальной, действительности, все же их создателем выступает он сам.

Фантазирующий человек способен ощутить разницу между реальностью того мира, откуда происходят его образы, реальностью этих образов в собственной душе и реальностью окружающего мира. Тот, кто одержим галлюцинациями, воспринимает подобные образы как часть действительности и думает, будто они исходят извне. Он чувствует зависимость от своих образов и не считает себя ответственным за их содержание. Объяснить это можно на следующем примере. Если я напишу кому-нибудь письмо о Шартрском соборе, то получатель будет знать, что целью письма являются не буквы и не слова, а попытка передать зрительный образ собора. Он также будет знать, что его личное впечатление, сформировавшееся на основе моих описаний, не обязательно совпадет с впечатлением, которое имелось у меня на момент составления письма, и что оба впечатления, в свою очередь, могут отличаться от реального образа собора. Человека, подверженного галлюцинациям, можно сравнить с получателем такого письма, принимающим написанные в нем слова и буквы за действительность и не чувствующим разницы между буквами, своим впечатлением, моим впечатлением и самим собором.

Категория: 

Добавить комментарий