Кто может быть наставником?

0
Оценка статьи: 5 (3 голосов)

nastavnichestvo

Кто может быть наставником, или ломаем стереотип «старший всегда прав»

«Сколько людей – столько и мнений» - гласит поговорка. И это действительно так.

Но что дает нам понимание этого простого и очевидного факта?

Так как Мир по своему устройству дуален, т.е. имеет всегда противоположности (белое-черное, низ-верх и т.д.), то и наши реакции на многообразие мнений людей имеют как минимум две крайности. И в зависимости от того, как мы реагируем на чужое мнение, результат может принести нам либо положительные результаты, либо отрицательные.

Отрицательный результат

Вариант №1:

Большинство людей, в процессе своего взросления и развития унаследовало интересную способность – зависимость от чужого мнения. Нас так учили родители, школа, старшие друзья, родственники, начальники и т.д.

А выглядело это обучение так: Слушайся старших - любимый совет родителей.

В этом нет ничего удивительного, они же родители и к тому же старшие и желают, чтобы их чадо их слушалось! Именно поэтому такой совет логичен с их стороны!

Но минус такого совета заключается в том, что при постоянном повторении его, у ребенка (в будущем взрослого человека) закладывается в подсознании аксиома (не требующее доказательств безусловное правило), что тот, кто старше, тот и прав. И это правило действует безотказно.

Слова старших по возрасту производят давление и направляют наши действия. Вам приходилось слышать: «Поживи с мое – узнаешь!», «Слушай, что старшие говорят!» и т.д.

И мы слушаем, и мы следуем совету. Знакомая картина? То-то же! Но приводят ли эти советы всегда к положительным результатам? Далеко не факт.

А что делать, если разные старшие дают разные советы, да к тому же, и противоположные по смыслу? Тут-то и начинается конфликт в нашем сознании. Заложенное с детства правило говорит: «Слушай и выполняй», а сознание не понимает, как можно выполнить команду типа «стоять-лежать». Пытаясь выполнить такую команду, мы начинаем метаться в желании угодить всем сразу. В результате только запутываемся и разочаровываемся в себе, т.к. не можем удовлетворить всех авторитетов (в нашем случае, старших).

Это состояние похоже на конфликт программ в компьютере, который происходит, когда мы пытаемся одновременно запустить две команды (программы), направленные на противоположные (взаимоисключающие действия). От такого несоответствия, наш друг либо зависает, либо поступает логически мудро – выполняет сначала одну команду, а потом другую. Т.е. команда «стоять-лежать» выполняется последовательно, сначала «стоять», потом «лежать». Замечательный выход, не правда ли? Но это логика машины! У машины есть логика, но нет совести, нет эмоций, нет обязательств, нет желания угодить нам.

В жизни же, желая угодить всем сразу, мы начинаем метаться от крайности к крайности и, в конечном счете, «зависаем». А результат этого «зависания»:

- раскаяние в своей несостоятельности

- разочарование в себе из-за неспособности быть хорошим

- самобичевание

- эмоциональный кризис

- депрессия и, как следствие, болезнь.

Вариант №2:

На работе есть правило:

пункт №1 – начальник всегда прав;

пункт №2 – если начальник не прав, то смотри пункт №1.

Большинство из нас следуют этому правилу слепо и безотчетно. Здесь опять же прослеживается синдром подчинения старшим (заложенное с детства правило). Повторяться не будем, т.к. этот принцип описан в Варианте №1.

В слепом подчинении старшему начальнику прослеживается подсознательно-логическая цепочка нашего «воспитанного» мышления, основанная на все том же стереотипе «старший всегда прав»:

начальник - наш «старший» = старший мудрее нас = старший прав = я делаю, как советует старший

Слепое следование такой логике зачастую приводит к весьма плачевным последствиям. Дело в том, что человек подверженный симптому «старший всегда прав», легко управляем и может быть подвержен манипулированию со стороны старшего начальника фактически в неограниченном масштабе.

Теперь представьте, что начальник-старший не чист на руку и хочет прикрыться своим работником. А если начальник хочет использовать своего работника в незаконных действиях или выполнить эти действия руками работника, или просто подставить работника под удар и т.д.? Что ожидает такого покладистого и исполнительного работника? – догадаться не трудно.

Положительный результат

Этот вариант развития событий практически идеальный и несет только положительные результаты. Однако для этого необходим ряд условий:

Наш наставник действительно имеет необходимый практический опыт (действенный, эффективный, проверенный на личном опыте)
Наставник искренне желает поделиться своим опытом (без утаек и недомолвок)
У наставника есть способность донести до нас свои мысли и идеи (у нас ведь тоже свои тараканы в голове и мы их любим и оберегаем, поэтому редко прислушиваемся к тому, что говорят другие)
Мы стремимся развиваться
Мы открыты для восприятия нового
Мы способны обучаться новому
Мы стремимся применять полученные знания на практике
При соблюдении вышеперечисленных условий, совет старшего наставника будет воистину бесценным подарком. Вы заметили, что я назвал человека, советам которого рекомендуется следовать «наставником»? И, кстати, наставником может быть не обязательно старец, убеленный сединами. Достойным наставником для вас может стать и молодой человек имеющий необходимый для вас опыт.

Подведем небольшой итог теории влияния принципа «старший всегда прав».

Далеко не любой человек, который старше нас по возрасту, карьерному или социальному положению должен (и может) быть нашим наставником. Опыт людей даже весьма почтенного возраста может быть очень скудным, а значит, их советы будут малоэффективны и даже вредны. Не забывайте, что любой совет базируется на личном опыте (или выгоде), а так же на личной матрице мировосприятия и мировоззрения.

И наоборот, если старший человек достоин названия «наставник», то его совет будет для вас бесценным подарком. Но это только в случае, если вы способны услышать, понять и применить его совет.

И напоследок несколько простых практических приемов, способных уберечь вас от следования заведомо ложным советам.

  1. Ищите настоящих наставников – людей уже на практике достигших тех результатов, которых вы хотите достигнуть или решивших (с положительным исходом) те проблемы, которые вы хотите решить.
  2. Не торопитесь применять полученные советы мгновенно. Относитесь к советам других людей с некоторой долей скептицизма.
  3. Обдумайте полученный совет, взвесьте все «за» и «против». В этом вам поможет техника 2-х листов, описанная в моем видео уроке.
  4. Примерьте на себе результат, который должен получиться при выполнении того действия, которое требуется для выполнения полученного совета. Используйте свой внутренний компас эмоций.

Вывод: Наставником может быть не обязательно тот, кто старше, но обязательно тот, кто достиг результата, к которому стремитесь вы. Ломайте стереотип «старший всегда прав».

P.S. Ваше остроумное мнение просто обязано быть в комментариях.

Поделиться в социальных сетях:
Категория: 

Добавить комментарий