Дивали - фестиваль огней

0
5
Оценка статьи: 5 (1 голос)

Ежегодный пятидневный праздник Дивали считается одним из самых крупных и популярных фестивалей в Индии. Он также носит название Фестиваль огней или света. Это связано с тем, что во время празднования Дивали используется огромное количество масляных ламп и других видов огней.

Стоит отметить, что в Индии во время любых праздников принято зажигать огни, но Дивали многократно превосходит их по количеству зажигаемых огней. Также, во время праздника принято использовать различные цветные украшения и рисунки. Так, например, утром перед домом или просто на улице принято рисовать цветными порошками Ранголи, а в доме выкладывать узоры из цветных лепестков как во время фестиваля Онам. Согласно индуистскому календарю этот праздник отмечается через 20 дней после праздника Дашера (Дасара) или Дуссехра. Поэтому празднования Дивали начинаются в 13-й день периода Кришна-пакша (убывающей Луны) в месяце Ашвина (октябрь-ноябрь).

Фестиваль знаменует возвращение господа Шри Рамы после 14-летнего изгнания в лесу и его победы над злым демоном Раваной. Описание этих событий можно найти в Рамаяне. Во время фестиваля дома и дворы украшают многочисленными лампами и фонариками. Это имеет не только внешний (красочный), но и глубокий философский подтекст, т.к. каждый день фестиваля отражает определенные религиозные традиции в индуизме.

Первый день – Дхантерас
День фестиваля Дхантерас, также называют Дхантрайодаши или Дханвантари Триодаши. Он попадает на 13-й день Кришна-пакша (убывающей Луны) месяца Ашвина. “Дхан” означает “богатство” и в этот день проводится специальная Лакшми-пуджа для обретения процветания и благополучия. Этот день считается благоприятным для покупки украшений, золота и серебра.

Второй день – Нарака-чатурдаши
Это день отмечается как Чхоти Дивали или небольшой Дивали. Огни стараются зажигать в меньших количествах и устраивать меньше фейерверков. Но во дворах и перед входными воротами и дверьми принято рисовать много ранголи (рисунков из цветного порошка). Также вечером проводятся различные ритуалы, посвященные богине Лакшми и Шри Раме.

Третий день – Лакшми-пуджа
Это самый важный день пятидневного празднования Дивали, который насыщен запахом цветов, звуками взрывающихся петард, огнями масляных ламп, красивыми одеждами и вкусными сладостями. Этот день полностью посвящен богине Лакшми и по всей стране, а особенно в сверной и западной Индии, проводится Лакшми-пуджа. Во время этой пуджи принято поклоняться не только самой Лакшми, но и всем её трем воплощениям, Ганеше и Кубере.

Четвертый день – Говардхана-пуджа
Эта пуджа очень популярна на севере страны. Говардхан – это небольшой холм в Брадже недалеко от Матхура. В этот день жители Пенджаба, Харьяна, Уттар-Прадеша и Бихара по традиции собирают коровий навоз в кучи, украшают их цветами и поклоняются им. Таким образом верующие поклоняются Кришне (аватара Вишну), история которого связана с этим холмом. Также этот день носит название Аннакут, что означает “гора еды”. Поэтому принято ночью готовить 56 или 108 различных видов пищи для подношение Кришне.

Пятый день – Бхаи Дудж
Бхаи Дудж или Бхау-бидж – это последний день фестиваля в память о визите бога Ямы (бог смерти) в дом своей сестры Ями, которая помогла ему. Поэтому, в этот день сестры выполняют специальные пуджи для безопасности и благополучия своих братьев.

Несмотря на то, что фестиваль Дивали в Индии считается поистине народным, в различных регионах страны расписание празднований и значение ритуалов может значительно отличатся. Так, например, в штате Гуджарат четвертый день (Аннакут) считается праздником Нового года. В Бенгалии фестиваль Дивали посвящен богине Кали и празднует победу Кали над Рактавиджей, а в южной Индии этот день отмечается как победа Кришны над демоном Наракасурой.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий